fbpx

Умер Тони Шей, легендарный основатель Zappos, автор «Доставляя счастье». Ему было 46 лет

Фото: Zap­pos

Американский предприниматель, венчурный инвестор, основатель онлайн-магазина Zap­pos Тони Шей скончался в возрасте 46 лет. Созданная в 1999 году Zap­pos до сих пор считается компанией мечты ― Шею удалось создать уникальную корпоративную культуру, которой восхищался глава Ama­zon Джефф Безос.

Известие о смерти Тони Шея появилось накануне в пятницу на Zappos.com. Генеральный директор Zap­pos Кедар Дешпанде обратился с открытым письмом, сообщив, что «мир потерял потрясающего визионера и невероятного человека». 

«С очень тяжелым сердцем мы делимся очень печальными новостями: мы узнали, что Тони скончался сегодня (27.11.20)», ― написал Дешпанде. ― Он оказал огромное влияние на Zap­pos, последние 20 лет он посвятил успеху компании и наших сотрудников».

Смерть подтвердили близкие предпринимателя, причины не сообщаются. «Мы глубоко опечалены, узнав о безвременной кончине Тони Шея, мы скорбим вместе с его семьей и друзьями. Тони был дальновидным лидером и новатором, которого будет очень не хватать», ― отметил представитель Ama­zon в заявлении для GeekWire.

I believe Tony Hsieh would want us all to keep push­ing each oth­er to invent, to dream big, and to be kind to each oth­er. Along with so many oth­ers, I will trea­sure the mem­o­ries he worked so pur­pose­ful­ly to create.

— Jeff Wilke (@jeffawilke) Novem­ber 28, 2020

«Я думаю, что Тони Шей хотел бы, чтобы мы все продолжали подталкивать друг друга к изобретательству, мечтать о большем и быть добрее друг к другу. Как и многие другие, я буду дорожить вещами, над которыми он целенаправленно работал», ― написал генеральный директор Ama­zon Con­sumer Джефф Уилке.

Тони Шей провел детство в Калифорнии, в области залива Сан-Франциско. Первым его успешным бизнесом стала сеть баннерного обмена LinkEx­change, созданная в 1996 году. 

Пользователи сети могли рекламировать свои сайты путем показа баннеров на собственном сайте. Первых 30 клиентов Шей привел в свой проект с помощью рассылки писем на электронные адреса владельцев сайтов. Всего через два года число пользователей сайта достигло 400 тыс., а число ежедневных показов рекламы приблизилось к 5 млн. В ноябре 1998 года LinkEx­change был продан Microsoft за $265 млн. 

После продажи LinkEx­change Шей с Альфредом Лином создали венчурный фонд Ven­ture Frogs. А в 1999 году запустилась Zap­pos ― компания стала пионером в области онлайн-продажи обуви. 

Идею онлайн-продажи обуви предложил Ник Свинмерн, и поначалу Шей отнесся к ней скептически. Однако позже Свинмерну удалось убедить предпринимателя вложиться в компанию, заявив, что ему удается уже продавать обувь покупателям, хотя они ее даже еще не примеряли. 

Шей возглавил компанию с момента ее основания. За время работы в Zap­pos предпринимателю удалось создать уникальную культуру в компании, основанную на «науке обдумывания, счастье и одержимостью клиентами» ― этими принципами восхищался глава Ama­zon Джефф Безос. 

Тони Шей неоднократно подчеркивал, что сотрудники должны быть счастливы, только в этом случае они смогут действительно хорошо работать. Для поддержания соответствующей атмосферы он устраивал в офисе вечеринки-сюрпризы, концерты и даже приводил на работу лам. В 2015 году Шей ликвидировал все менеджерские посты, провозгласив, что отныне в компании все равны.

В 2009 году Zap­pos был приобретен Ama­zon за $1,2 млрд ― эта сделка до сих пор считается одной из крупнейших для технологического гиганта. Однако и в составе Ama­zon Zap­pos удалось работать независимо и сохранить принципы руководства. Шей ушел с поста генерального директора компании в августе 2020 года.

В 2013 году Шей опубликовал книгу «Доставляя счастье», бестселлер The New York Times. В ней он подробно описал уроки, которые ему удалось извлечь на протяжении его предпринимательского пути.

«Что интересно, исследования на самом деле показали, что если сотрудники и клиенты чувствуют себя счастливее, в компании создана сильная корпоративная культура, это действительно способствует достижению более устойчивых бизнес-результатов. И такие компании в долгосрочной перспективе превосходят конкурентов», ― отмечал Шей в одном из интервью.

Предприниматель также известен благодаря своей инициативе The Down­town Project по оживлению центра Лас-Вегаса и преобразованию его в центр предпринимателей и инноваторов. Окружение Тони Шея восхищал и его нестандартный образ жизни ― вместо пентхауса предприниматель предпочитал трейлер, а в роли домашних питомцев держал двух альпак.