fbpx

Россияне привыкли к кризису и перестали на что-либо надеяться

Фото: iStock

Россияне привыкли к нестабильности и научились жить в условиях кризиса, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование Росстата.

Индекс потребительской уверенности в третьем квартале вырос на 8 пунктов по сравнению со вторым. Подобное наблюдалось только в 2014 и начале 2015 годов. Лучше всего к жизни в условиях кризиса приспособились покупатели от 30 до 49 лет (+10%) и молодые люди от 15 до 29 лет (+7%).

При этом рост потребительской уверенности не связан с оптимистичным настроем — в России увеличилось количество людей, оценивающих будущее нейтрально.

Доля респондентов, положительно оценивающих изменения в экономике в течение следующих 12 месяцев, уменьшилась с 18% до 15%. Доля негативных оценок снизилась до 36% — с 45% во втором квартале. Доля респондентов, считающих, что экономическая ситуация в России не изменится, увеличилась с 34 до 45%.

Также в России снизилось количество тех, кто говорит об ухудшении своего материального положения — с 31% до 23%. При этом доля нейтральных оценок увеличилась с 56% до 64%. О снижении пессимизма россиян свидетельствует и рост их готовности совершать крупные покупки: соответствующий индекс вырос на 13 пунктов по сравнению со вторым кварталом.

При этом, по последним данным Сбербанка, расходы домохозяйств в июле — сентябре демонстрировали околонулевую динамику по сравнению с прошлым годом. Но в конце сентября–начале октября стали снижаться.

Рост количества новых случаев заражения коронавирусом уже привел к падению продаж в категориях «Кафе, рестораны», «Развлечения», «Спорт», «Книги, музыка, фото и видео», «Отели» и снижению роста по категориям «Одежда, обувь и аксессуары», «Лекарства», «Мебель» и «Бытовая техника».

Как отмечает президент Центра стратегических разработок Владислав Онищенко, опрос Росстата проводился в августе, до появления фактических данных о второй волне, поэтому ожидания могут быть завышены.