fbpx

Не бойтесь отказаться от очной встречи, потому что опасаетесь вируса. Вас поймут, доказали ученые Гарварда

Фото: iStock

В условиях, когда заболеваемость коронавирусом продолжает расти, многие предпочитают избегать встреч и вечеринок. Но можно ли отклонить приглашение и при этом не обидеть собеседника? Серия экспериментов специалистов Гарвардской школы бизнеса показала, что люди готовы спокойно воспринять отказ, если им подробно сообщить о причинах и указать на конкретные риски. Более того, забота об окружающих только укрепит ваши отношения, пишет Har­vard Busi­ness Review.

Отправной точкой для исследований стал случай из жизни, когда авторы решили отклонить приглашение друзей, сославшись на опасность заражения коронавирусом. В результате исследователи решили провести серию экспериментов, чтобы выяснить, как люди реагируют на подобные ситуации и способен ли отказ разрушить отношения в группе.

В исследовании приняли участие более 3 тыс. взрослых американцев. В первом эксперименте его авторы смоделировали тот же сценарий: один участник приглашает другого в поход, но получает отказ. В одном случае участник говорил «нет» без объяснения причин, а в другом ― подробно объяснял, что не сможет прийти из-за рисков, связанных с Covid-19, а также напомнил собеседнику, что ему тоже стоит быть осторожнее и беречь здоровье.

Как полагали авторы, и в том, и другом случае собеседник обидится, и отношения между друзьями испортятся. Однако результаты эксперимента показали, что это не так. В случае, если собеседник получал подробное объяснение с указанием рисков, он напротив чувствовал себя ближе к другу ― респонденты сообщили, что испытывают благодарность за напоминание и заботу, а также сами задумались о том, насколько целесообразна встреча в сложных условиях.

В другом эксперименте исследователи выяснили, в каких группах респонденты наиболее вероятно в принципе откажутся от приглашения. Они обнаружили, что чаще всего участники отказывали наиболее близким людям, за которых беспокоятся, а реже ― в группах, где они хотят произвести положительное впечатление (например, в группе коллег или начальника).

Как отмечают авторы, результаты эксперимента показывают, насколько важнее для нас произвести хорошее впечатление, чем сосредоточиться на рисках.

«Мы заботимся о том, что о нас думают другие, и часто больше, чем нам следовало бы. Мы переоцениваем социальные риски, склонны думать, что отказаться от приглашения для нас критичнее, и поэтому соглашаемся выполнять задачи, на которые у нас нет времени или более того, учитывая текущую ситуацию, даже готовы подвергать себя и окружающих потенциальному риску», ― отмечает Эшли Вилланс, профессор Гарвардской школы бизнеса и один из авторов эксперимента.

Чтобы не испытывать дискомфорт при отказе, исследователи советуют чаще напоминать себе о причинах, почему в данный момент лучше отклонить приглашение. А также помнить, что люди вас не осудят, если вы подробно объясните свою позицию и проявите заботу.