fbpx

Наука — хит сезона: зачем ученые становятся блогерами

Зачем делать науку популярной

До XX века наука была закрытой средой, недоступной человеку без образования. Научные сообщества не поощряли популяризацию и открытость, а учёного могли лишить членства в клубе, если он делал добытые научные знания доступными для широкой аудитории.

Чтобы повысить интерес к науке, в 70—80‑х годах начали запускать публичные мероприятия, но безрезультатно: пропасть между обычными людьми и учёными не сокращалась. Итальянский социолог Массимиано Букки объяснял это тем, что медиа часто жертвуют научностью в пользу сенсационности, — поэтому у общества сформировалось неадекватное представление о науке и учёных.

За последние десятилетия ситуация изменилась: в научной среде появляется всё больше энтузиастов-популяризаторов, а общество заинтересовано в получении новых знаний. Дистанция между наукой и аудиторией сокращается, и научпоп-блогеры играют в этом важную роль. Для популяризации знаний есть все условия: чтобы заинтересовать читателей, учёным достаточно завести канал в интернете и доносить научную информацию доступным языком. Александр Дементьев, автор канала “Популярная наука” в Яндекс.Дзене, считает: нужно чаще напоминать людям о богатстве окружающего мира и добавлять в него адекватные и структурированные мысли.

“Люди, интересующиеся наукой, должны понимать, что любые знания даются с трудом. А учёные, нацеленные на популяризацию науки, — что для обывателя необходимо отходить от строгого формализма, принятого в научных кругах”, — говорит Денис Юшин, автор блога Sci­ence & Future. Он уточняет, чтоцель популяризации не в упрощении, а в привлечении интереса к науке в целом. Вовлечение общества в научную жизнь позволяет участвовать в производстве знаний, а не только потреблять их. Теперь помогать учёным просто: например, можно вносить свои наблюдения в открытую базу данных, с которой будут работать исследователи.