fbpx

Компании, увеличивающие количество женщин в руководстве, меньше рискуют — но более открыты к переменам

Может ли гендерное разнообразие в топ-менеджменте повлиять на изменение стратегии организаций? Чтобы выяснить это, исследователи из США, Нидерландов и Бельгии проанализировали данные более 150 транснациональных компаний. В результате они выяснили, что увеличение доли женщин в высшем руководстве приводит к тому, что компании проводят менее рискованную политику, но при этом становятся более открытыми к изменениям, пишет Har­vard Busi­ness Review.

Уже есть исследования, которые показывают, что компании с более разнообразным гендерным составом топ-менеджмента более прибыльны, более социально ответственны и обеспечивают более безопасное и качественное обслуживание клиентов.

В новом исследовании специалисты из Колледжа бизнеса Лихайского университета (США), Маастрихтского университета (Нидерланды) и Антверпенского университета (Бельгия) проанализировали, как компании изменили свои стратегии, назначив на руководящие позиции больше женщин.

Исследователи изучили данные 163 транснациональных компаний, полученные за 13 лет. Они сопоставили назначения людей разного пола на позиции топ-менеджеров и расходы компаний на НИОКР, данные по сделкам, направленным на слияния и поглощения (M&A), а также то, как руководители общались с акционерами. 

В результате они обнаружили, что несмотря на то, что все компании, попавшие в выборку, внедряли инновации, а также проводили сделки по слиянию и поглощению, их подходы к развитию существенно отличались. 

Исследователи выделили несколько тенденций, которые, по их словам, отчетливо показывают изменения в стратегии компаний, произошедшие после увеличения доли женщин в топ-менеджменте.

1. Компании стали меньше рисковать, но при этом они стали более открыты к изменениям

«Мы обнаружили, что после того, как женщины чаще входили в команду топ-менеджмента, компании стали более открытыми для изменений и менее склонными к риску. Иными словами, организации чаще соглашались на трансформацию, но при этом стремились снизить связанные с ней риски», ― пишут авторы работы.

На изменение в стратегической коммуникации указал лингвистический анализ официальных сообщений компаний. После назначения женщин на руководящие позиции частота терминов, указывающих на склонность к риску, в официальных сообщениях компании снизилась на 14%, в то время как частота терминов, предполагающих открытость к изменениям, увеличилась на 10%, указывают исследователи.

2. Компании сместили акцент со сделок M&A на внедрение инноваций внутри организаций

Увеличение доли женщин-руководителей в компаниях показало, что со временем такие организации стали переходить от стратегии «приобретения знаний», которая выражалась в слиянии и поглощении компаний, к стратегии «накопления знаний». Последняя предполагает, что компания ориентирована на развитие и внедрение внутренних НИОКР. 

В частности, исследование показало, что в компаниях, где выросла доля женщин в топ-менеджменте, в среднем на 10% сократилось количество сделок M&A, но при этом организации увеличили инвестиции в НИОКР.

По словам исследователей, чтобы подняться на высший корпоративный уровень, многим женщинам необходимо проделать непростой путь. И этот опыт отчасти объясняет полученные данные.

С одной стороны, они учатся выделяться, продвигая новые стратегии и пытаясь преодолеть гендерные стереотипы. С другой ― трудный путь учит их более тщательно взвешивать различные факторы, чтобы избегать ошибок и потенциальных неудач, пишут авторы работы. 

«Поэтому, основываясь не только на полученных данных, но и на этом общем опыте, можно ожидать, что более гендерно разнообразные команды руководителей успешнее смогут достичь баланса ― быть более открытыми к изменениям, но при этом сократить риски», ― отмечают ученые.