fbpx

Исследование: навязывание сотрудникам ощущения важности их работы приводит к выгоранию и вредит компании

Важная и значимая работа, которая позволяет не просто зарабатывать деньги, но и достигать более высоких целей, приносить пользу людям, для многих является естественным мотиватором. Этим пользуются многие менеджеры, которые хотят повысить моральный дух сотрудников и производительность труда в компаниях. Однако манипуляция благородными стремлениями и навязывание ощущения значимости приводит к противоположному результату ― выгоранию сотрудников, показало исследование ученых Университета Сассекса.

Как отмечают авторы исследования, осознание значимости собственной работы для многих является наиболее ценной характеристикой занятости. Это подтверждается так называемым «лотерейным тестом», который показывает, что большинство людей продолжали работать на позиции, которую они считали действительно значимой, даже если получали непредвиденный доход. 

Руководители многих организаций научились использовать эту естественную мотивацию, чтобы повысить производительность труда в компаниях ― например, в некоторых организациях, чтобы придать ценность и значимость конкретной позиции, сотрудников поощряют принимать организационные решения, проводить благотворительные инициативы и «привязывают работу к высоким целям иными способами», уточняют исследователи из Университета Сассекса.

Однако в некоторых случаях такие управленческие стратегии могут повредить компаниям ― если сотрудники рассматривают их как непоследовательные, видят корыстность намерений руководства (например, сотрудники видят, что слова руководства расходятся с реальными действиями), это, напротив, приводит к снижению мотивации и выгоранию персонала, отмечается в статье учёных, опубликованной в научном журнале «Human Resource Management». 

Ведущий автор исследования, профессор Кэтрин Бейли из Школы бизнеса, менеджмента и экономики Университета Сассекса, называет это явление «экзистенциальным трудом».

«Подобные управленческие стратегии заставляют огромное количество работников делать вид, что они считают свою работу значимой, даже если в реальности они в это не верят. Это происходит по разным причинам ― например, работники делают так, чтобы продвинуться по карьерной лестнице, или, наоборот, из страха потерять работу. Но такое притворство требует огромных эмоциональных ресурсов и может привести к моральному истощению, выгоранию и желанию уволиться», ― говорит она.

Авторы исследования выделяют два типа «действий» со стороны сотрудников, которые они предпринимают в ответ на попытки руководства управлять «осмысленностью» их работы. 

Первый тип ― поверхностное экзистенциальное поведение, при котором сотрудник действует в соответствии с ожиданиями менеджеров, даже если у него другие ценности и убеждения. 

Второй тип ― глубокое экзистенциальное действие ― проявляется, когда сотрудник пытается изменить свои убеждения и ценности, чтобы более тесно сотрудничать с работодателем. 

На практике оба типа поведения сотрудников со временем могут привести к негативным последствиям для компании. И это необходимо учитывать специалистам по работе с персоналом, говорит Бейли. В частности, по её словам, компаниям важно учитывать факторы, которые могут привести к созданию структур, где не остаётся места для индивидуального выбора и права голоса, а также пересмотреть систему поощрений.